Аутокомпетентность педагога и практическое наставничество

Аутокомпетентность педагога и практическое наставничество. Акмеологическая экспертиза в современном образовании

В статье рассматривается проблема аутокомпетентности педагога в рамках осуществления практического наставничества.

на обложку 2

Марина Григорьян

Генеральный директор ООО "Акмеоника"

Автор статьи

Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Серия «Познание» № 12, 2019 года
Аннотация

В статье рассматривается проблема аутокомпетентности педагога в рамках осуществления практического наставничества. Автор подходит к обсуждению данной проблемы путем реализации метода акмеологических экспертиз для сохранения опыта наставничества в современной педагогической практике. В статье раскрывается сущность аутокомпетентности педагога с позиций основных концептов наставнической деятельности. Приведены результаты показателей психических состояний педагогов-наставников в различных областях на промежуточном и итоговом этапе акмеологической экспертизы.

Современная образовательная парадигма, предопределяющая принцип непрерывного образования – обучение в течение всей жизни – акцентирует внимание на некоторых аспектах преобразования ценностно-смысловых установок в профессиональной деятельности. К таким преобразованиям относят: ценности самопознания и самоактуализации в профессиональной деятельности в рамках «спроса» на высокий уровень компетентности, работоспособности, мобильности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях и обновляющихся требованиях и т.д.

Одним из наиболее важных аспектов профессионального саморазвития в условиях современных реалий является развитие возможностей и потенциала личности к преодолению профессиональной деструкции. Личность способная удерживать высокий уровень компетентности на основе постоянно обновляющегося опыта и привлечения нового практического, а также теоретического знания в область профессиональной деятельности характеризуется особой спецификой, которая проявляется в сформированности аутокомпетентности профессионала, т.е. специалиста, способного к поддержанию и совершенствованию такого уровня профессионального саморазвития, который позволяет сохранять высокий интерес к профессии, способность самоидентификации в профессиональной деятельности, а также обладать критическим мышлением, обусловливающим успешность рефлексии, самооценки и самопроверки себя в деятельности.

Аутокомпетентность как феномен инновационного общества определяет ценность любой профессии на современном этапе социально-экономического и социокультурного развития. Однако особую ее значимость необходимо подчеркнуть в области педагогической деятельности.

Смена образовательной парадигмы в свое время определила некоторую степень упраздненности роли педагога в образовательном процессе, что было вызвано преобразованиями в учебной деятельности обучающихся, наметив в ней большой объем самостоятельной исследовательской деятельности. Поначалу роль педагога утратила ряд функций, отвечающих за передачу того объема знаний, который был определен рамками учебной программы. Однако, тем не менее, в скором времени стали ясно прослеживаться иные императивы педагогической деятельности, заключающиеся в значимой руководящей и направляющей роли педагога. Это предопределило необходимость формирования аутокомпетентности как аккумулирующей базы знаний, умений и специфики направленного практического опыта, который сам по себе представляет огромную ценность в стремительно развивающихся временных событиях современности. Это должно было послужить своеобразным толчком для педагогов различных областей образования (основного, дополнительного, высшего и пр.) для реактуализации профессионального мастерства в условиях современных социокультурных реалий в рамках совершенствования сопровождающей, направляющей, наставнической деятельности в образовании.

Аутокомпетентность как феномен инновационного общества определяет ценность любой профессии на современном этапе социально-экономического и социокультурного развития. Однако особую ее значимость необходимо подчеркнуть в области педагогической деятельности.

Выявление возможностей наставничества как одного из основных путей профессионального роста и предотвращения профессионального выгорания привело к концептуально новому пониманию значимости личности педагога способного сопровождать и регулировать процесс становления на совершенно ином индивидуальном уникальном уровне. Эта проблематика на сегодняшний день является оной из наиболее дискутируемых в области психолого-педагогических исследований.

Опыт наставнической деятельности требует достаточно длительного времени. В ходе становления этого опыта происходит совершенствование профессиональных компетенций до наиболее высокого уровня, в связи с чем педагог-наставник может достаточно оперативно реагировать и ощущать всевозможные отклонения в подготовке, отмечать необходимы для поощрения моменты в образовательном маршруте курируемого обучающегося и мн. др. С одной стороны, наставническая деятельность стала огромной нишей в контексте новопарадигмальных трансформаций в системе образования, стали востребоваться различные модели наставничества, связанные с вхождением в жизнь инноваций, а, с другой, определила специфическую длительность пути, обусловленную востребованностью аутокомпетентности педагога при создавшейся недостаточной подготовке высококвалифицированных специалистов.

Этот феномен современности востребовал необходимость разработки новых путей обеспечения профессиональной активности педагога, сохранении и преумножении эмоциональных, психических и физических сил для непрерывного самосовершенствования в деятельности, предупреждения эмоционального выгорания. Успешное функционирование системы наставничества играет сегодня ключевую роль в подготовке профессионалов высокого уровня, но, в то же время, требует огромных усилий, труда, непрерывного самообразования и самосовершенствования самих педагогов, осуществляющих наставническую деятельность. Педагогу необходимо постоянно находиться в развитии своего творческого потенциала, научно-исследовательском самосовершенствовании, а также обогащать методологический «багаж» педагогической деятельности, быть настроенным на инновации в работе и коммуникативном взаимодействии с обучающимися. Помимо этого, становится необходимым интеграция знаний различных областей и повышение квалификации во многих научных сферах.

Поначалу роль педагога утратила ряд функций, отвечающих за передачу того объема знаний, который был определен рамками учебной программы. Однако, тем не менее, в скором времени стали ясно прослеживаться иные императивы педагогической деятельности, заключающиеся в значимой руководящей и направляющей роли педагога.

Все это требует сопровождения высокой мотивацией к профессиональной деятельности наставника, эмоционального настроя, постоянной готовности к чему-то новому, что востребует систематический анализ акмеологических явлений в наставнической деятельности и в системе современного образования в целом.

Необходимо отметить, что, говоря об акмеологической экспертизе в современном образовании, как правило, прибегают к систематическому анализу показателей фрустрации педагога, ригидности в деятельности и проявлении скрытой агрессивности, считающейся фактором пролонгирования частых стрессовых воздействий, основанных на постоянной самоотдаче, выплеске эмоций и т.п.

В нашей работе с целью решения проблемы профессионального выгорания в контексте осуществления акме-сопровождения деятельности педагогов-наставников, а также раскрытия их творческих способностей была предпринята организация мероприятий в рамках таких направлений как:

  • изменение собственного восприятия своего профессионального опыта посредством ознакомления с инновационными тенденциями с целью повышения самооценки в деятельности;
  • помощь в формировании навыков планирования деятельности по самообразованию и творческой активности в различных направлениях;
  • поддержка творческих проявлений в рамках организации мастер-классов.

В результате оценки промежуточных и итоговых показателей акмеологической экспертизы психических состояний (по Айзенку) педагогов-наставников трех различных областей (производственники – группа I; медицинская область – группа II; область образования – группа III) была отмечена тенденция к повышению самооценки педагогов-наставников всех групп сохранилась (у педагогов I-й группы она увеличилась на 0,9 (р>0,05); у педагогов II-й группы – на 1,54 (р<0,05) и у педагогов III группы – на 1,18 балла (р>0,05) (Рис. 1).

Выявление возможностей наставничества как одного из основных путей профессионального роста и предотвращения профессионального выгорания привело к концептуально новому пониманию значимости личности педагога способного сопровождать и регулировать процесс становления на совершенно ином индивидуальном уникальном уровне.

Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что сами педагоги в современных условиях стали более устойчивы к причинам, вызывающим профессиональное выгорание, у них стала более отчетливо проявляться готовность к преодолению различного рода трудностей в процессе профессиональной самореализации, они стали более уверены в себе при передаче собственного опыта.

У педагогов всех трех групп не наблюдалось значительного снижения среднего значения уровня агрессивности (0,17 (р>0,05), 1,36 (р<0,05) и 0,18 (р>0,05) балла соответственно), но значительная разница наблюдалась лишь у представителей медицинской области, которые изначально характеризовались более высокой самооценкой и более низким уровнем проявление агрессивности.

Вероятно, это может быть связано с повышением самооценки или являться результатом проявления полезного упорства в каком-либо виде деятельности. Причем, у педагогов группы I эта зависимость более выражена (r = 0,258), чем у педагогов группы II (r = 0,009), хотя связь является слабой. Средние показатели уровня ригидности существенно не изменились, так как, все же, ригидность является достаточно устойчивым личностным свойством.

Педагогу необходимо постоянно находиться в развитии своего творческого потенциала, научно-исследовательском самосовершенствовании, а также обогащать методологический «багаж» педагогической деятельности, быть настроенным на инновации в работе и коммуникативном взаимодействии с обучающимися. Помимо этого, становится необходимым интеграция знаний различных областей и повышение квалификации во многих научных сферах.

Таким образом, еще раз отметим, что наставничество в системе современного образования является достаточно трудоемким, длительным процессом характеризующимся различной степенью адаптации на разных этапах профессиональной самореализации. Тем не менее, педагогический процесс, охватывающий наставническую деятельность, призван на современном этапе развития обеспечить формирование специалистов высокого уровня в различных профессиональных сферах. Это еще раз подтверждает необходимость систематических подходов к осуществлению акмеологической экспертизы в области современного образования и акмеологического сопровождения самим педагогов-наставников.

Другие научные статьи