Формирование концептуально-идеологических оснований Акмеоники в процессе развития научного знания о человеке

Формирование концептуально-идеологических оснований Акмеоники в процессе развития научного знания о человеке

В статье обосновано понимание акмеоники как науки, представляющей собой более широкую область, в которой акмеология занимает одну из самостоятельных ниш.

на обложку 2

Марина Григорьян

Генеральный директор ООО "Акмеоника"

Автор статьи

Журнал «Культура и цивилизация» № 5, 2019 года
Аннотация

В статье актуализируется проблематика выявления концептуально-идеологических оснований возникновения и развития акмеоники как автономной области научного знания, связанного с ресурсными возможностями личности для неоднократного достижения акме на различных этапах роста, развития и жизнедеятельности в целом. Автор рассматривает данную проблему исходя из анализа развития системного знания о человеке, являющегося прерогативой многих наук. В статье обосновано понимание акмеоники как науки, представляющей собой более широкую область, в которой акмеология занимает одну из самостоятельных ниш. В рамках обоснования концептуально-идеологических оснований акмеоники автор выделяет основные аспекты интегративного антропологического знания указывающего на необходимость признания достижения акме на различных возрастных этапах жизни. Акмеоника и акмеология как целостность и часть, взятые в органической синтетичности, отражают интегративные основы теоретико-практического знания, которое не является законченным и совершенствуется, открывается вместе с развитием личности и общества.

Размышление о ценностно-творческом потенциале человека в течение ряда времени задает особый вектор переосмысления тех связей и взаимодействий, которые личность, будучи уникальным элементом социума, являясь частью природы и мироздания создает в процессе собственного совершенствования на пути постоянного формирования жизненных целей и смыслов, определяющих индивидуальное движение вперед.

Философские и интегративно-антропологические основания дают возможность предполагать, что движение человека к его «вершине» не наблюдается только единожды в жизни. Оно происходит поступательно, развивая, ступенчато переводя человека на более высокий уровень развития. В процессе социализации и деятельностного самовыражения личность способна быть наделенной направленностью к достижению «акме» в зависимости от того социального статуса, который ей присущ на данный момент времени.

Акмеоника – наука, рассматривающая множественность акме в течение человеческой жизнедеятельности апеллирует к концептуально-идеологическим основаниям психолого-педагогической теории деятельностной и ресурсно-ориентированной направленности личности, которые были заложены как зарубежными, так и отечественным учеными.

На каждом новом витке науки поколения ученых предлагают новые грани осмысления проблем, которые связаны с сущностью человека, его соприкосновением с ценностями, самовыражением и т.п., отталкиваясь от закономерностей системной организации «индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность-целостный феномен».

Философские и интегративно-антропологические основания дают возможность предполагать, что движение человека к его «вершине» не наблюдается только единожды в жизни. Оно происходит поступательно, развивая, ступенчато переводя человека на более высокий уровень развития.

Единая систематическая теория человека в процессе развития научного знания о нем насчитывала достаточно много попыток ее решения. Эти решения принадлежали различным научным областям.

В концепциях современной антропологии осознание личностной значимости человека достаточно точно охарактеризовано Ж. Э. Реклю в труде «Человек и земля». С его точки зрения, вобравшей в себя изучение различных естественнонаучных направлений мысли, «каждому индивидууму естественно свойственно созерцать себя какъ существо, стоящее совершено особо и отдѣльно въ общемъ строѣ Вселенной. Внутреннее чувство собственной жизни, полнота личных силъ не позволяютъ ему видѣть въ другихъ равныхъ себѣ; онъ воображаетъ себя особо избраннымъ…».

Это говорит не о низкой фрустрации личности или о чём-то подобном, а об осознании личностью собственного значения в процессах глобальных изменений, происходящих в природе, социуме, а также в ряду исторических событий и оценке своей роли в них.  

Культурологическое направление, рассматривающее человека как активного субъекта деятельности и создателя культуры, формировало, в рамках антропологический учений, представление о личности как о носителе общественно значимого сознания, подчеркивая в ее индивидуальности существования, целостности и объективности, гармонирующих в сочетании трех ипостасей: физической телесности, социальности и незавершенной открытости окружающему миру. Эта незавершенность требовала осуществления личностью постоянного целеполагания в своем развитии, в рамках которого становилась возможной индивидуальная и уникальная представленность человека в плоти и духе, а также призвание и признание существования в обществе.

Так в понятийный аппарат многих наук стало постепенно входить понятие, связанное с самосовершенствованием личности, ее стремлением к достижению того незавершенного, что природа вкладывала в ее существование. Представление о «вершине» самораскрытия и самопознания, к которым личность стремится в течение своей жизни приобрело интенсивный дискурсивный характер в рамках становления акмеологии как науки, описывающей личностное развитие в рамках зрелости человека, определенной ступени, к которой стремится человек в течение своей жизни.

Тем не менее, концептуально-идеологические основания становления системного знания о человеке предписывали ему такую открытость восприятия мира, при которой достижение «вершины» или «акме» не может быть ограниченным небольшим временным промежутком: свобода личности и переполненность, связывающая ее [личность] с ней, позиционировали человека как существо непрерывно и целенаправленно «культивируемое» и «самокультивируемое».

Представление о «вершине» самораскрытия и самопознания, к которым личность стремится в течение своей жизни приобрело интенсивный дискурсивный характер в рамках становления акмеологии как науки, описывающей личностное развитие в рамках зрелости человека, определенной ступени, к которой стремится человек в течение своей жизни.

Специфика акме позволяет различать «вершины» развития разных людей. Это обусловлено уникальностью личностных характеристик и свойств человека, его ценностно-смысловую структуру, процесс реализации собственной индивидуальности в жизни и т.п. Существование определенных признаков, позволяющих судить о достижении акме в определенный период жизнедеятельности субъекта, говорит о том, что они [признаки] достаточно объективны для их детерминации. Таким образом, выделяют общие и специфические признаки акме, в первом случае, характерные для акме в целом, а во втором, для отдельного человека в частности.

Так, например, А.Р. Лурия, в процессе решения этой проблемы, посвящал свое учение выявлению и тщательной разработке этапов решения различных жизненных ценностно-значимых для субъекта задач и ситуаций, которые, в свою очередь, были ориентированы на развитие эмоционально-когнитивного ресурсного потенциала, провозглашающего концептуальные идеи развития самосознания и творческого подхода к ее реализации в жизни.

Удерживаемые в поле внимания субъекта как личностно важные, в процессе деятельности акме приобретало переход к продуктивному осознанию и продуктивной деятельности над собой. В связи с этим, было выявлено, что личность должна сначала сориентироваться в условиях, чтобы продуктивно наметить необходимые и возможные пути и способы деятельности для решения имеющихся смысло-жизненных задач. Вслед за этим предполагался выбор путей и средств из всего выявленного их многообразия, определение так называемой альтернативы решения, обоснованной уже самостоятельными самоосознанными оценочными суждениями в плане переключения внимания на активизацию имеющегося ресурса или потребность в его совершенствовании, формировании, то есть перевода в активное осознанное состояние, предвосхищающее синтез необходимых новых для субъекта знаний, умений, навыков и компетенций для достижения наивысшего результата.

Данный пример прекрасно может быть продемонстрирован на судьбе Олимпийского чемпиона, который стремится к моменту достижения акме свести воедино все необходимые для этого векторы: эмоциональный, энергоинформационный, интеллектуальный, биоритмологический, физиологический, спортивного совершенства в контексте максимальной готовности для данного четырехлетнего периода. Задача его [Олимпийского чемпиона] не закончится этим четырехлетним этапом; за ним последуют еще и еще важные циклы жизнедеятельности, в которых его акме будет всякий формироваться, исходя из нового состояния, новых условий, новых возможностей и пр.

Акмеоника, выступающая частью акмеологии, рассматривает достижение акме на разных этапах жизни человека и регулируется императивами гуманизации тех внешних и внутренних отношений, в которые интегрируется личность в процессе социализации и самоактуализации. Вопрос лишь в том, каков тот ресурсный потенциал, который личность готова синтезировать в процессе собственного целеполагания в деятельности.

Акмеоника расширяет границы акмеологии, благодаря тем концептуально-идеологическим основаниям, которые формировались в процессе развития научного знания о человеке, с одной стороны, как вершины бытия, с другой, как лимитирующего элемента человеческого социума. Ограниченность/незавершенность и всепроникающее бытие/целостность, соединенные в личности человека делали его всегда тем движущим элементом прогресса, под воздействием которого изменялся мир.

Акмеоника, выступающая частью акмеологии, рассматривает достижение акме на разных этапах жизни человека и регулируется императивами гуманизации тех внешних и внутренних отношений, в которые интегрируется личность в процессе социализации и самоактуализации. Вопрос лишь в том, каков тот ресурсный потенциал, который личность готова синтезировать в процессе собственного целеполагания в деятельности.

Акмеоника и акмеология как целостность и часть, взятые в органической синтетичности, отражают интегративные основы теоретико-практического знания, которое не является законченным. Оно [знание] совершенствуется и открывается вместе с развитием личности и общества, самораскрытием и феноменологией их бытия, основанного на закономерностях психического, психофизиологического, физического, культурного и духовно-нравственного развития человека. Типология личности в акмеонике отличается от существующих сегодня не только разделением на временные периоды, расположенные ступенчато (как разные «уровни сознания личности»), но и на типы мышления, восприятия мира с дальнейшей их реализацией в поведении и действиях человека.

В результате этого принято выделять ряд основополагающих акме-характеристик развития человека в системах «человек-общество», «человек-деятельность-общества», «человек-деятельность-человек», «субъект-субъект», «субъект-объект» и др.:

  • формирование стратегических ориентиров на высшие уровни и оптимумы развития, регулируемые императивами мироздания;
  • синтез целостности и интегрированности личности на каждом из этапов ее жизнедеятельности с неуклонной тенденцией перехода на новый уровень существования;
  • эскалация значимости феномена «акме» как многоаспектного и многомерного чувствомыследействия личности, систематически проецируемого на психическое, физическое, духовное и социоакутальное состояние в бытийности;
  • развитие и совершенствование способности к осознанию и неуклонному развитию собственного потенциала и собственных ресурсов на основе «включенной» регуляции в процессе деятельностного самовыражения, которое происходит посредством способности к восприятию энергоинформационных и информационно-логических моделей, которые предпринимаются логическим детерминированием и моделированием операций сознания;
  • ориентирование прообраза акме как сложнокомпонентной структуры путем видения вышеуказанных моделей с сосредоточением на реальных объектах-прообразах, опосредующих самореализацию субъекта и познание потенциала собственных ресурсов, регулируемых на основе следующих принципов: функционировании квантово-энергетической реализации объективного мира; реализации квантовой энергии в акме-объектах; сохранения и углубления понимания целостности и единства при видении его в акме-объекте как составляющей всего пространства; осознании реализации акме в сумме структуры и связи как системе, существующей одновременно в полярных состояниях – глобальное/локальное.

Выделенные характеристики имели предшествующие им основания даже в поле развития политических и социологических наук. В «Философских тетрадях» В.И. Ленина находим тезис о специфичности природной сущности человека, в рамках которой усматривалось активно-творческая позиции по отношению к миру, а значит и в отношении к самому себе: общественно-практическая деятельность личности всецело основана на концептах самореализации субъекта в деятельности, субъективном аспекте свободы как «цели», «сознания», «стремления».

В условиях современных реалий концептуально-идеологические основания акмеоники, в основном, проецируют на период образования и профессиональной подготовки. Отмечается высокая степень сопряженности научно-методологического аппарата акмеоники с такими понятиями как акме-наставничество, акме-сопровождение и т.п., предусматривающие максимальное самораскрытие и самореализацию личности на всех жизненных этапах.

Сегодня мы можем наблюдать, как многие родители решаются уйти от шаблонного принципа воспитания и образования своих детей, все чаще и охотнее практикуя взращивание своих чад в естественных условиях в которых сохраняется интерес ребенка к окружающему миру, его особенностям, законам функционирования и явлениям, формируется позитивный практический опыт взаимодействия ребенка с миром, происходит творческое приобретение знаний о нем, переживание через самораскрыться и самореализоваться.

В настоящее время система образования и воспитания переживает ряд кардинальных перемен. Уходит в пошлое знаниевая парадигма, которая предрекала сообщение объекту обучения знания в его готовом виде; меняется педагогическая концепция статуса личности в педагогическом процессе с объекта обучения на субъект образовательного процесса и т.п. Постепенно входят в жизнь педагогические технологии и методы, которые концентрируются не на управлении личностью обучающегося, а на управлении педагогически процессом, в котором воспитывается и обучается личность. И роль личности педагога, уровень развития ее сознания имеет основополагающее значение в процессе воспитания и обучения, ее влияния на личность ученика или воспитуемого.

Сегодня мы можем наблюдать, как многие родители решаются уйти от шаблонного принципа воспитания и образования своих детей, все чаще и охотнее практикуя взращивание своих чад в естественных условиях в которых сохраняется интерес ребенка к окружающему миру, его особенностям, законам функционирования и явлениям, формируется позитивный практический опыт взаимодействия ребенка с миром, происходит творческое приобретение знаний о нем, переживание через самораскрыться и самореализоваться.

Таким образом, анализируя развитие различных научных областей, можно отметить, что практически каждая из них обращалась к ресурсно-деятельностному потенциалу личности, который выражался комплексно: в индивидном, личностном, социально-интегративном, субъектно-деятельностном и иных планах. Развитие личности в каждой грани бытия сопряжено с проявлением акме-характеристик, показывающий степень достижения личностью ценностно-смысловых задач, определенных ее социально-статусной ролью. Акме как феномен темпоральной представленности личности в цикле ее развития характеризуется и обусловливается точками максимума во всех планах бытия: физическом, психофизиологическом, эмоциональном и мн. др. Опосредованные принятием характерных для данного жизненного пути ценностей и смыслов, а также тотальной глобализацией процессов в современном обществе и внутри каждого отдельного индивида, многомерные планы существования личности определяют достижение человеком акме на определенном этапе. Акме одновременно линейны и цикличны – в этом определяется поступательно-прогрессивное развитие личности от цикла к циклу: повторяя решение ценностных задач на более высоком уровне, личность достигает акме в наилучшей форме и с наилучшим на данный момент ресурсным потенциалом. Вершина субъектно-деятельностного плана самопроявления личности опосредуется максимальным использованием личностных ресурсов для создания особо значимого «продукта» ее [личности] деятельности.

Другие научные статьи