Акмеоника и медицинская неодеонтология

Акмеоника и медицинская неодеонтология, общие принципы и усовершенствованные подходы. Акме- сопровождение медицинского процесса как неодеонтологический подход в медицине

В статье уделяется значительное внимание усовершенствованию подходов взаимодействия в системе «врач-пациент», основанному на осознанном использовании ресурсного личностного потенциала взаимодействующих субъектов системы

на обложку 2

Марина Григорьян

Генеральный директор ООО "Акмеоника"

Автор статьи

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы нового видения пути интеграции деонтологических подходов в медицине и личностного саморазвития медицинского работника в рамках самосовершенствования на протяжении всего жизненного пути, связанного с выбором профессии. Автор рассматривает данную проблему посредством анализа общих деонтологических принципов в исторической представленности их развития и совершенствования. В статье уделяется значительное внимание усовершенствованию подходов взаимодействия в системе «врач-пациент», основанному на осознанном использовании ресурсного личностного потенциала взаимодействующих субъектов системы. Автор акцентирует внимание на том, что для реализации данной неодеонтологической концепции необходим особый подход в профессионально-личностном становлении врача, в рамках которого осуществляется неоднократное достижение значимых для личности целей. Данный принцип рассмотрен автором в контексте акме-сопровождения как неодеонтологического подхода в медицине. Это, с позиции автора, позволяет реализовать качественно новый уровень понимания взаимосвязи в рамках системы «здоровье/болезнь» как для пациента, так и для врача.

Стратегии развития современной медицинской практики, акцентирующей свое внимание на человеке как субъекте иерархической организации, предписывающей, в свою очередь, достижение целостности с позиций физического, психического и социального здоровья, обусловлена эскалационным вниманием к подходам в системе здравоохранения, в которых важнейшую позицию занимает так называемое «переходное» состояние человека от здоровья к болезни. Такой акцент позволяет практикующему медицинскому работнику результативно анализировать ресурсный потенциал с обеих сторон: с одной стороны, это ресурсный потенциал пациента (интеллектуальный, эмоциональный, психологический физический и т.п.), который может обеспечить достижение им [пациентом] уровня возврата к практически исходному состоянию организма во взаимосвязанной системе «здоровье-болезнь», а с другой стороны, это ресурсный потенциал самого медицинского работника, позволяющий ему увидеть следствие ряда причин возникновения недуга, а также выявить эти причины, помочь человеку осознать их с целью обеспечения возврата к исходному уровню здоровья.

Такая перспективная стратегия обусловливает возникновение новой интеграционной связи между двумя важнейшими научными областями: акмеоникой, наукой о непрерывном совершенствовании и максимальном саморазвитии в течение всего жизненного пути и медициной, развитие которой сегодня принимает новый функциональный вектор.

Данный вектор отражает практико-ориентированную направленность медицинской отрасли в целом: развиваются такие направления как персонифицированная медицина, профилактическая медицина, 4П-медицина, которая, по сути своей, является сегодня почти идеологией, основаниями для которой выступает индивидуальный подход к пациенту (доклинический анализ, разработка комплекса профилактических мер и т.п.), а также и направление совершенствования профессиональной деятельности самих практикующих медицинских работников. Все это рассматривает не только персонифицированную ответственность медработника за свои профессиональные действия, но и подчеркивает необходимость трансформации профессиональных ценностей в рамках неодеонтологического подхода в медицине.

То есть человек стал рассматриваться и как носитель первопричины заболевания, для устранения которого необходима работа именно с фактором причины.

Совершенствование специфики принципов медицинской деонтологии, в рамках развития акмеоники, предопределяет так называемый возврат к тем основам, при которых человек рассматривался не просто с позиции физического проявления болезни, требующей лечения уже проявившегося заболевания, а с позиции единого «целостного», в котором такие чувства как страх, отчаяние, обида, эмоциональные стрессы и т.д. вызывают изменения в работе различных органных систем. То есть человек стал рассматриваться и как носитель первопричины заболевания, для устранения которого необходима работа именно с фактором причины.

Перспективы такого видения в соотношении здоровье/болезнь издавна рассматривались как одни из основных и стратегических. На утверждении психологической ориентированности заболевания, его эмоциональной основе было сфокусировано внимание многих врачей.

Морганьи (XVIII век) был с точностью уверен, что практически все болезни имеют локализацию в определенных органах (сердце, печень, почки и др.). Позднее местом локализации болезней была признана клетка. Таким образом признак системности заболеваний уступили концептуальные позиции признаку на уровне клетки (Р. Вирхов).

В исторической ретроспективе сложились четко определенные концепции (модели медицинской деонтологии), в которых деонтологические принципы апеллируют к сформулированным для врачей требованиям и их профессиональному поведению:

  • свод законов Ману (II в. до н.э.) – или законы ариев, вторая глава («Правила жизни в период обучения») которых акцентирует внимание на гармонии физического, психического и духовного мира человека: воздержание, стремление к знанию, обуздание чувств и умеренность в пище – вот одни из важнейших концептов осмысления принципов сохранения здоровья и приобретения мудрости для того, кто хочет понять себя и других;
  • Аюрведа (наука жизни; IX-IIIвв. до. н.э.), объясняющая многие этические принципы поведения врача, содержания и специфику его общения с больным, влияние слова;
  • деонтологическая модель Гиппократа, основанная на принципе «не навреди» и включающая каноны врачевания с соблюдением обязанностей перед больным;
  • деонтологическая позиция Парацельса, предписывающая обязательной наличие эмоциональной связи и духовной близости, энергетическая сила которых способствует выздоровлению пациента;
  • деонтологические императивы «долженствования», согласно которым устанавливаются моральные предписания и долг врача на основе решения медицинского сообщества в рамках социорегуляционного свода правил;
  • деонтологический вектор биоэтики, в рамках которого происходит острый спор соблюдения прав (права на получение информации, право выбора и пр.) и свобод личности больного; деонтологические принципы биоэтики актуализированы в связи с развитием и совершенствование инновационных медицинских технологий, позволяющий осуществлять контроль функций на таких уровнях как тканевый, клеточный, субклеточный;
  • деонтологическая модель информированного согласия, предопределяющая соблюдение принципа добровольности пациента на лечение; основным требованием к врачу в рамках данной модели является полное информирование пациента о характере, целях, рисках, альтернативах лечения и т.п.

Конечно же, принципы развития медицинской отрасли заставляют по-новому взглянуть на отношения в системе «врач-пациент», в связи с автоматизацией, компьютеризацией и цифровизацией области практической медицины, но, тем не менее, актуальность того, что отношения между врачом и больным должны характеризоваться более тесными взаимоотношениями, нарастает. Эти взаимоотношения необходимо рассматривать не просто как личностное участие врача в судьбе пациента, а с позиций систематического поиска знаний медицинского работника о функционировании внутренних ресурсов в целостной системе «человек».

На утверждении психологической ориентированности заболевания, его эмоциональной основе было сфокусировано внимание многих врачей.

Помимо этого, совершенствование профессионализма врача должно предусматривать наличие аккумулирующего эффекта в отношении усовершенствованного, на всех исторических этапах развития медицины, опыта врачевания и врачебной мудрости. Переосмысление всего этого в рамках собственного профессионального опыта предвосхищает особое видение акме на всем этапе профессионального развития и жизнедеятельности врача, соотносимое с концептами акме-наставничества.

Понимание современным врачом структуры иерархических подпространств человека как производного элемента природы, а также законов функционирования тела и психики во взаимовлиянии их друг на друга, позволяет врачу (в рамках усвоения опыта и врачебной морали) в процессе акме-сопровождения осознать, что живой организм как носитель нервной системы и объединенных ей [нервной системой] органов починяется законам регулирования организменных функций, включая поведение, а абстрагирующий мозг как носитель индивидуального сознания генетически предопределяет уровень совершенствования и саморазвития. Сложная организация человека, включающая частные миры – молекулы, клетки, нейропсихический органный уровень – имеющие «представительство» в сознании, позволяют познать ресурсы человека, позволяя тем самым осуществить эффективное действие в системе «врач-пациент» в контексте связи здоровье/болезнь.

Это говорит о том, что приращение и аккумуляция опыта врачевания, основанные на познании глубины принципов профессионального поведения, становится новым концептом переосмысления медицинской деонтологии, трансформируемой в неодеонтологический подход в медицине, основанный на функциях и замысле акме-сопровождения, достижения вершин профессионального мастерства и личностного роста на всем пути жизнедеятельности врача.

Такая неодеонтологическая позиция предписывает не просто наличие многогранного врачебного опыта, а его реализацию в упрочении индивидуальной связи с пациентом, способностью осуществить уникальные профессиональные действия на пути к преумножению здоровья с сохранением силы и энергии внутреннего пространства и увеличением ресурсного потенциала пациента. Познание структуры процесса личностного самовыражения в деятельности и достижение постоянства поступательного прогрессирующего саморазвития в индивидуальной траектории преумножения количества и качества здоровья – вот основной вектор современного неодеонтологического подхода в медицине, в рамках которого достигается динамическое взаимодействие соматопсихической целостности системы «врач-пациент», существующей в пределах субъективных уровней иерархии структур, свойств, качеств, форм, факторов изменчивости под воздействием возможностей.

Сложная организация человека, включающая частные миры – молекулы, клетки, нейропсихический органный уровень – имеющие «представительство» в сознании, позволяют познать ресурсы человека, позволяя тем самым осуществить эффективное действие в системе «врач-пациент» в контексте связи здоровье/болезнь.

Совершенствование подходов к лечению, отраженное в динамике от холического (целостного) до соматопсихического (обусловленность влиянием состояния психики на уровень здоровья) и неодеонтологического (субъектноресурсного), предопределяющего необходимость присутствия личности врача, наделенного более высоким уровнем развития субъективного сознания. Данный уровень в системе «врач-пациент» должен иметь ощутимый приоритет медицинского работника, что предопределяет необходимость акме-сопровождения в практикующей медицине. Превосходство уровня субъективности сознания определяет возникновение устойчивого доверия и уверенности пациента, энергоинформационной защищенности, а это, в свою очередь, позволяет врачу выявить причины заболевания и ресурсы возвращения к исходному состоянию здоровья.

Био-психо-социо-духовная природа личности самого врача в рамках концептуальных оснований акмеоники определяет диалектическое единство системы «врач-пациент» с привлечением внимания последнего к констатации того, что гармоничное единство структурных элементов здоровья составляет один из основных аспектов концепции философского осмысления собственного здоровья через понимание сущности целостности.

Существование человека на различных планах бытия нашло свою обусловленность в его жизнедеятельности через дифференциацию составляющих понятия «здоровье» как системно-личностного качественного состояния организма и личности, в связи с чем различают физическое, психическое (душевное) и социальное здоровье человека.

Понимание того, что образ жизни, жизнедеятельность и совершенствование профессионализма (в форме акме-сопровождения и акме-наставничества) будут являться оптимальными лишь тогда, когда они служат достижению цели благополучного существования («блага» в высоком его понимании) не только в индивидуальном плане, но и в процессе взаимодействия человека в социальной среде, – составляет сердцевину концепции гармоничного единства структурных составляющих здоровья.

Неодеонтологический подход в медицине обусловливает тот факт, что все качественные и количественные характеристики здоровья императивны. Императивность с точки зрения соприкосновения с понятием «здоровье» отождествляют с принадлежностью ее к понятию личностного ресурса. С позиций философско-медицинского аспекта личностный ресурс регулируется на основе четко определенных достаточно устойчивых паттернов, включающих: внутренний ресурс как объект регуляции; характер как предписывающее правило; условия выполнения предписанного действия и субъект в виде пациента, по отношению к которому выявление ресурса сохраняет свои правила. Такой подход не игнорирует объективную оценку состояния здоровья человека, как это было ранее, когда в оценке здоровья имели место элементы «упрощенного социологизаторства» (при котором происходило игнорирование природных, врождённых особенностей субъекта и абсолютизации социальных факторов его личностного развития, т.е. саморазвитие и самовыражение как следствие индивидуальной природы человека не имели приоритетной значимости).

Понимание того, что образ жизни, жизнедеятельность и совершенствование профессионализма (в форме акме-сопровождения и акме-наставничества) будут являться оптимальными лишь тогда, когда они служат достижению цели благополучного существования («блага» в высоком его понимании) не только в индивидуальном плане, но и в процессе взаимодействия человека в социальной среде, – составляет сердцевину концепции гармоничного единства структурных составляющих здоровья.

Подразумевая нормальное, здоровое функционирование организма человека неотделимым от социального аспекта существования пациента, врача и реализации своей биосоциальной сущности в процессе деятельности, необходимо отметить и то, что под акме-сопровождением также необходимо понимать еще и совокупность таких составляющих как оптимальная адаптация, высокая работоспособность и творчески направленная профессиональная медицинская деятельность. Проявленное в творческом аспекте акме-сопровождение соотносится с совершенствованием профессиональной деятельности, личностной стратегией роста, как «возможность и действительность».

Неодеонтологический подход в условиях современных реалий предопределяет системность рассмотрения личности врача как субъект-объекта, что отражается в дальнейшем на качественной трансформации принципов пути его совершенствования. Данный подход медицинский работник проецирует и на взаимодействие в системе «врач-пациент», понимая, что наиболее эффективные и адекватные пути его выздоровления находятся в плоскости определения потенциала его ресурсов. Конкретно-индивидуальный путь акме-сопровождения профессионального становления врача предопределяет способность осуществления уникального пути работы с пациентом, так как усвоенные неодеонтологические принципы позволят медицинскому работнику осуществлять свою профессиональную деятельность в едином энергоинформационном поле, а точнее, устойчиво управлять как развитием процесса выздоровления пациента, так и одновременно процессом собственного профессионально-личностного совершенствования с достижением акме в данном жизненном периоде и выходе на новый качественный виток развития, определяющий постановку новых целей и достижение новых акме. Именно в рамках неодеонтологического подхода, основанного на принципах акме-сопровождения медицинского работника на всех этапах его обучения и становления, в процессе его жизнедеятельности и профессионального пути осуществляется достижение необходимо высокого уровня субъективного сознания, необходимого и достаточного уровня его развития.

Другие научные статьи