Телефон:
+7 (495) 741-80-49

Email:
akmeonika777@mail.ru

Наставничество

Акмеоника и эффективное наставничество

В Акмеонике как науке нового времени обучение – одно из основных направлений в жизни. Значение целенаправленного непрерывного обучения трудно переоценить, так как «организованное детство» в садах и школах не дает достаточно навыков и знаний для адаптации ребенка в современном Мире. Тем более, оно не дает достаточных знаний и навыков для дальнейшего развития и повышения уровня субъективного сознания. Непрерывное развитие и обучение индивидуума приводят его к успешному выполнению стоящих перед ним задач.

В данной статье мы рассмотрим, какое место в Акмеонике занимает многими забытый, но очень полезный на практике метод наставничества.

Что такое наставничество

Наставничество – это традиционный метод обучения и развития. Отличительной особенностью процветания любого государства является уровень осознанности процесса наставничества.

По своей сути наставничество – это обучение, основной целью которого является непрерывное образование и развитие ребенка, синхронизация его с «лентой жизни», своевременный и полноценный его перевод на более высокий уровень субъективного сознания. Наставничество отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с реальностью личности конкретного индивидуума в настоящий момент времени. 

Метод наставничества может быть ориентирован на выполнение следующих значимых для личности и для общества задач:

  1. Формирование позитивного отношения к обучению.
  2. Улучшение качества теоретических знаний о Мире, более качественное и эффективное овладение практическими навыками. Своевременное соединение теории с практикой.  
  3. Быстрое освоение и внедрение законов и стандартов Мироздания в сознание и обеспечение их приятия личностью ребенка, так как наставники изначально демонстрируют своим подопечным одобряемые стандарты поведения.
  4. Достаточно обученный наставник и грамотно организованная система наставничества может являться способом профилактики возникновения отклонений в нервно-психическом развитии личности индивидуума, профилактики различных соматических заболеваний, несчастных случаев и травматизма.

Акмеоника указывает на формирование института наставничества в государстве как крайнюю необходимость для последующей «селекции» «Нового человека» или «Человека нового времени», «Нью мэна». Из выше перечисленных задач можно сделать вывод, что государству выгодно внедрять и развивать наставничество. Эта система не является узкопрофильной, она направлена на достижение разнообразных целей, значимых с практической точки зрения.

как организовать систему наставничества

Существуют принципиальные особенности метода наставничества. Поэтому для успешной и эффективной организации данной системы обучения или сопровождения процесса развития ребенка следует помнить о следующих ее особенностях:

  1. Наставничество предполагает обучение, которое формирует у ребенка принципиально новые поведенческие и образовательные компетенции, поскольку не дает ему возможности отстраниться от процесса непрерывного обучения и выйти за рамки традиционного поведения. В свою очередь, наставничество не направлено на развитие потенциала ребенка, а предполагает обучение более общим, базовым, но в то же время не менее важным навыкам. Поэтому не стоит ожидать от наставничества нереалистичных результатов, т.к. развитие потенциала — это задача других методов обучения и развития.
  2. Профессиональное наставничество — длительный процесс, требующий организованности и системного подхода. Необходимые знания и умения, поведенческие навыки не передаются за один раз или от случая к случаю, поэтому продуктивным будет то наставничество, которое специально организовано и поддается контролю.
  3. Наставничество требует инвестиций. Дополнительное образование наставника, безусловно, потребует процесса организации обучения (методический учебный материал, дополнительные расходные материалы и т.д.).
  4. Наставничество — это работа, подразумевающая постоянную обратную связь, высокие эмоциональные и умственные нагрузки. Поэтому, наставник сам должен находиться уже на «переходном» с третьего на четвертый или уже на четвертом уровне развития субъективного сознания. Тогда, наставничество эффективно и достигает своей цели. Только такой подход сохраняет суть индивидуального обучения, лежащего в основе наставничества.

Акмеоника указывает на формирование института наставничества в государстве как крайнюю необходимость для последующей «селекции» «Нового человека» или «Человека нового времени», «Нью мэна». Из выше перечисленных задач можно сделать вывод, что государству выгодно внедрять и развивать наставничество. Эта система не является узкопрофильной, она направлена на достижение разнообразных целей, значимых с практической точки зрения.

Каким должен быть наставник

Первичный отбор можно осуществлять без специально организованных процедур. Есть множество взрослых и успешных в своей профессии людей, которым нравится отвечать на вопросы, им приятно, что к ним идут за советом и ценят их опыт.

Прежде чем коснуться критериев и процедур отбора наставников, нам хотелось бы напомнить об основных правилах составления профиля должности (перечня требований, соблюдение которых необходимо для выполнения работы):

  1. Реальность критериев, когда оценке подлежат характеристики, действительно необходимые на данной должностной позиции.
  2. Достаточность критериев. Количество критериев зависит не только от содержания труда, но и от ситуации на рынке труда. Количество критериев в профиле не должно превышать десяти.
  3. Конкретность критериев. Понимание критериев и индикаторов их проявления должно максимально совпадать у тех, кто осуществляет отбор кандидатов. Например, критерий «внимательность» может иметь много разных граней: концентрация и устойчивость, переключаемость и объем внимания. Следует конкретизировать, как понимать каждый из критериев.
  4. Измеряемость критериев, когда для измерения и оценки критерия имеется надежный и доступный метод.

Ниже представлены наиболее распространенные у практиков критерии отбора наставников:

  1. Профессиональная компетентность — наличие специальных знаний и навыков (наличие определенной специализации или категории), способность поддерживать профессиональную квалификацию.
  2. Стаж работы в организации и в должности (не менее полугода, не менее года и т.д.).
  3. Исполнительская дисциплина — ответственное отношение к работе и отсутствие дисциплинарных нарушений в течение определенного периода.
  4. Личное желание.
  5. Авторитет у коллег. Лучше выбирать наставников среди лидеров коллектива.
  6. Склонность к преподаванию.  Для преподавательской деятельности требуются готовность делиться опытом, способность доходчиво излагать информацию и большое терпение по отношению к обучающимся.
  7. Хорошие коммуникативные способности проявляются в активном общении и владении инициативой, эмоциональном отклике на состояние партнеров общения, доступном изложении своих мыслей.
  8. Организованность — способность выделять важные моменты без лишней детализации, расставлять приоритеты, разумно распределять время и работать с большой нагрузкой.
  9. Эмоциональная уравновешенность — способность поддерживать оптимальное эмоциональное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.
  10. Позитивный эмоциональный настрой.

При этом конечная оценка эффективности личности наставника проявляется в успешности развития личности ребенка и своевременного, успешного его перехода на следующий уровень развития.

Предлагаем взаимовыгодное сотрудничество